В 2018 году на Восточном полигоне будет опробовано движение вагонов с нагрузкой 27 тс

ОАО "РЖД" выявило 209 искусственных сооружений в восточной части Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, которые не соответствуют установленным нормативным требованиям и могут препятствовать развитию тяжеловесного движения в направлении портов Ванино и Находки. Однако полученные расчеты еще требуют подтверждения в силу ограниченности использованных методических подходов.

В конце декабря 2017 года заместитель министра транспорта РФ Алан Лушников провел совещание, в ходе которого заместитель генерального директора ОАО "РЖД" Сергей Кобзев сообщил, что расчетным путем выявлены участки, которые не соответствуют установленным нормативным требованиям по несущей способности под пропуск поездов, состоящих из вагонов с осевой нагрузкой 27 тс. Речь идет об искусственных сооружениях на участках Ургал (Хабаровский край, БАМ) – Ванино/Находка и Челутай (Бурятия, Транссиб) – Ванино/Находка. "Вместе с тем фактическое состояние объектов на практике лучше расчетного, в связи с чем действующие методики не отражают реального технического состояния. Для принятия решения необходимо проведение обследования указанных объектов", – отметил С. Кобзев.

В 2018 году на Восточном полигоне будет опробовано движение вагонов с нагрузкой 27 тс

При этом по результатам выполненных АО "НИИ мостов" сравнительных динамических испытаний шести мостов с металлическими и железобетонными конструкциями пролетов от 2,7 до 55 м на участке Качканар – Смычка (Свердловская железная дорога), уровень воздействия на них полувагонов с осевой нагрузкой 27 тс находится в пределах допустимых значений.

С учетом этой информации участники встречи решили проанализировать в рамках рабочей группы по развитию в РФ тяжеловесного железнодорожного движения, соответствуют ли расчеты ОАО "РЖД" по 209 проблемным искусственным сооружениям на двух дальневосточных участках данным "НИИ мостов" по натурным обследованиям и испытаниям аналогично изношенных мостов на уральском участке. По итогам работы в январе 2018 года будет принято решение о возможности эксплуатации полувагонов с нагрузкой 27 тс на участках Ургал – Ванино/Находка и Челутай – Ванино/Находка. Координатором назначен замглавы департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса Александр Федорчук.

Совместно с Росжелдором, Ространснадзором и ОАО "РЖД" будет сформирован график разработки ведомственных и корпоративных актов для организации движения поездов из вагонов с осевой нагрузкой 27 тс на всей сети РЖД. В феврале регуляторы определят маршруты для таких перевозок между Кузбассом и Дальним Востоком – по итогам эксплуатации полувагонов модели 12–9548–01 на участке Качканар – Смычка летом и осенью.

Одновременно в январе ОАО "РЖД" и Ассоциация испытательных центров железнодорожной техники разработают комплексную программу испытаний для вагонов 27 тс на участках с ограниченной пропускной способностью. Она будет включать изучение технического состояния участков, отличных от уральского, а также мостов с железобетонными пролетами менее 2,7 м и со стальными длиной более 55 м. Также будут проведены тяговые, динамико-тормозные испытания и исследование воздействия на путь для уточнения режимов ведения полносоставных поездов (длиной 71 условный вагон) и тягового обеспечения.

Кроме того, запланированы ходовые испытания на полигоне эксплуатации, призванные уточнить распределение скоростей движения и действие продольных сил, действующих на четырехосный вагон в составе. После этого предполагается подконтрольная эксплуатация полувагонов модели 12–9548–02 (разработаны АО "Тихвинский вагоностроительный завод") с объемом кузова 103 кубометра. Планируется оценить, как изменятся расходы на содержание путевой инфраструктуры на участке обращения полувагонов с осевой нагрузкой 27 тс.

Первый замглавы АО "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" ("дочка" РЖД) Александр Косарев представил информацию о результатах первого этапа мониторинга за состоянием инфраструктуры на участке Качканар – Смычка. В ходе него не выявлено повышенного расстройства пути и увеличения затрат от ввода в эксплуатацию вагонов с осевой нагрузкой 27 тс.

"Полученные значения вертикальных, боковых сил и кромочных напряжений в прямых и кривых участках пути радиусами 600–700 и 300–400 м при различных типах промежуточных рельсовых скреплений с подрельсовым основанием на железобетонных и деревянных шпалах и на стрелочном переводе на деревянных брусьях не превышают установленных норм допустимого воздействия на железнодорожный путь", – говорится в протоколе.

На совещании также были проанализированы предварительные итоги испытаний полувагонов модели 12–9548–01 с осевой нагрузкой 27 тс, проведенных на участке Богданович – Каменск–Уральский СвЖД по методике, утвержденной приказом Минтранса России. Они призваны определить, как меняется основное удельное сопротивление движению (ОУСД) и затраты на текущее содержание верхнего строения пути при использовании тяжеловесного подвижного состава.

При скоростях от 20 до 80 км/ч ОУСД оцениваемых вагонов на 15–23% ниже в груженом состоянии, чем у аналогов модели 12–132 с осевой нагрузкой 23,5 тс, и на 12–30% – в порожнем. "Среднесетевое изменение затрат на текущее содержание верхнего строения пути соответствует ожидаемому росту переменной части затрат на 21,8% при условии 100% замены всего парка грузовых вагонов, эксплуатируемых на сети, на вагоны с осевой нагрузкой 27 тс", – отмечается в протоколе.

В свою очередь заведующий кафедрой "Вагоны и вагонное хозяйство" Петербургского университета путей сообщения Юрий Бороненко подтвердил информацию о снижении общих переменных затрат владельца инфраструктуры по мере увеличения числа эксплуатируемых на сети железных дорог вагонов с такой осевой нагрузкой. "Российским железным дорогам" рекомендовано проанализировать эти расчеты и представить заключение в Министерство транспорта.

На совещании представители СУЭК и "Кузбассразрезугля" подтвердили заинтересованность в использовании вагонов с увеличенной осевой нагрузкой и ускорении развития полигонов их эксплуатации. При этом, по их мнению, необходимо дополнительно изучить, как внедрение подвижного состава с осевой нагрузкой 27 тс уменьшает затраты владельца инфраструктуры для увеличения провозной способности с учетом международного опыта.

Источник

16.01.2018
К ленте новостей