Скоростные «грузовики» впишутся в норматив

Специалисты ВНИИЖТа приступили к реализации концепции создания новой тормозной системы для скоростных грузовых поездов. Она предусматривает поэтапное создание электронной системы управления тормозами и ее последующую цифровизацию. Испытания первого прототипа новой тормозной системы начнутся весной этого года.

Как рассказал «Гудку» заместитель директора научного центра «Нетяговый подвижной состав и автотормозные системы поезда» АО «ВНИИЖТ» Игорь Назаров, специалисты центра разработали концепцию развития тормозных систем для скоростных грузовых поездов. По его словам, существующие тормозные системы не могут обеспечить нормативное торможение грузового поезда, движущегося со скоростью 140–160 км/ч.

Разработка новой тормозной системы началась в 2016 году по заказу ряда производителей подвижного состава. В настоящее время к ее разработке также проявляет интерес АО «ФГК» (дочернее общество ОАО «РЖД»).

Концепция развития тормозных систем разделена на четыре этапа.

На первом предусмотрена разработка тормозной системы, позволяющей грузовым составам из 71 вагона с грузовыми локомотивами укладываться в нормативные параметры торможения со скорости 140 км/ч, а поездам из 30 грузовых вагонов с пассажирским локомотивом – со 160 км/ч. При этом в новой версии тормозной системы используются только стандартные компоненты, имеющиеся в данный момент на рынке. Монтаж новой системы будет производиться только на инновационных вагонах. Основной технической задачей первого этапа является настройка точной работы тормозной системы, поскольку на скоростях свыше 120 км/ч слишком большое тормозное усилие может приводить к проскальзыванию колесных пар и перегреву тормозных колодок.

На втором этапе планируется внедрение на подвижном составе блоков управления тормозами, которые объединяют пневматические воздухораспределители грузового и пассажирского типа, а также электропневматический тормоз, применяемый на пассажирских вагонах. Модернизации тягового подвижного состава на этом этапе не потребуется. По замыслу разработчиков, такая система совмещения элементов грузовой и пассажирской тормозных систем позволит увеличить длину грузового состава, ведомого пассажирским локомотивом с максимальной скоростью 160 км/ч, до 50 вагонов, а также использовать скоростные контейнерные платформы в составе почтово-багажных поездов.

Третий этап предусматривает внедрение на локомотивах электронной системы управления тормозами, систем телеметрии и диагностики тормозной системы состава, электронных противоюзных устройств на вагонах. Это должно позволить увеличить точность работы и быстродействие тормозных систем состава и обеспечить сбор диагностических данных.

На четвертом этапе запланировано построение оптимизированных режимов управления тормозами поезда с помощью систем искусственного интеллекта. Обработка эксплуатационных данных даст возможность перейти к обслуживанию тормозных систем «по состоянию», увеличить межремонтный пробег вагонов и сократить эксплуатационные расходы.

Программа должна быть реализована в течение 10 лет. Основное время займет процесс обязательных испытаний и сертификации новых систем торможения и их электронных компонентов. Для сокращения сроков проведения работ, говорит Игорь Назаров, необходимо внесение изменений в ряд нормативных и технических документов, регулирующих особенности эксплуатации и обслуживания скоростных вагонов и тормозного оборудования.

В 2018 году прототип новой тормозной системы был успешно испытан на опытной скоростной платформе модели 13-6954. Сейчас идет сборка натурного прототипа системы на новой модели скоростной платформы, разрабатываемой АО «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава». Начало испытаний тормозной системы запланировано на апрель этого года, они будут проводиться на скоростном полигоне Белореченская – Майкоп.

Источник

13.02.2019
К ленте новостей