Нормативно-техническое регулирование испытаний продукции для нужд железнодорожного транспорта
На площадке Центра научно-технической информации и библиотек ОАО «РЖД» 27 августа 2019 г. состоялось совместное заседание Научно-производственного совета НП «ОПЖТ» и Ассоциации испытательных центров железнодорожной техники на тему: «Нормативно-техническое регулирование испытаний продукции для нужд железнодорожного транспорта».
В мероприятии приняли участие президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович, президент Ассоциации испытательных центров железнодорожной техники Эдуард Гунченко, заместитель директора департамента автомобильной промышленности железнодорожного машиностроения Минпромторга России Александр Львов, заместитель главного инженера Белорусской железной дороги Геннадий Глевицкий, заместитель начальника Департамента технической политики – начальник отдела ОАО «РЖД» Артур Акопян, директор Департамента технической политики и регулирования АО «НК «ҚТЖ» Талгат Канатбаев, вице-президенты НП «ОПЖТ»: Владимир Шнейдмюллер, Сергей Калетин, Альберт Костромин, Владимир Матюшин, председатель Совета главных конструкторов НП «ОПЖТ» Валерий Коссов, заместитель генерального директора по стратегии и продукту ПАО «НПК ОВК» Анна Орлова, член-корреспондент РАН, д.т.н. Николай Махутов, представители научных кругов и организаций – членов Партнерства.
В заседании приняли участие 85 представителей 43 организаций. Из них – 20 руководителей, 27 – сотрудников Российской академии наук, научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений, 16 – представителей промышленных предприятий, 6 – сотрудников различных подразделений ОАО «РЖД», 3 – представителя общественных организаций, 1 – Минпромторга России, 12 – представителей испытательных центров и иных организаций.
Провел заседание вице-президент НП «ОПЖТ», председатель Комитета НП «ОПЖТ» по нормативно-техническому обеспечению и стандартизации Андрей Смыков.
В своем вступительном слове Валентин Гапанович отметил, что важность темы заседания обусловлена многими аспектами и задачами, которые стоят перед отраслью железнодорожного машиностроения.
К таким задачам относятся:
обновление и отмена государственных стандартов, разработанных и принятых до 1992 года (их количество сегодня составляет более чем 10 тыс. ед.);
реализация механизма так называемой «регуляторной гильотины», в рамках которой Правительством Российской Федерации перед ведомствами поставлена серьезная задача по обновлению и отмене значительного количества нормативно-правовых актов, затрагивающих, в том числе, вопросы контроля и надзора;
применение численного (компьютерного) моделирования, валидации и верификации при проведении испытаний продукции;
общемировой переход в эпоху Индустрии 4.0, который приведет к полной автоматизации большинства производственных процессов, и, как следствие, увеличению производительности труда, экономическому росту и конкурентоспособности.
Приветствуя собравшихся, Эдуард Гунченко рассказал о деятельности Ассоциации испытательных центров железнодорожной техники. Ассоциация ИЦЖТ решает широкий круг вопросов: защита интересов испытательных центров в процедуре подтверждения их компетентности; единообразие проведения испытаний, как с точки зрения оборудования, так и с точки зрения применяемой нормативной документации; подготовка кадров и др.
Далее состоялась церемония подписания Соглашения о сотрудничестве между Некоммерческим партнерством «Объединение производителей железнодорожной техники» и Ассоциацией испытательных центров железнодорожной техники.
Целью Соглашения является установление долгосрочных партнёрских отношений и осуществлении совместной деятельности в области обеспечения безопасности и повышения надежности железнодорожной техники.
Документ подписали Валентин Гапанович и Эдуард Гунченко.
Первый доклад об отмене актов МПС СССР и МПС РФ в рамках реализации проекта «регуляторной гильотины» нормативных правовых актов Российской Федерации в области железнодорожного транспорта сделал заместитель начальника департамента технической политики – начальник отдела ОАО «РЖД» Артур Акопян.
Об анализе нормативных документов, содержащих методы расчетов и испытаний подвижного состава, доложил заместитель генерального директора по перспективному развитию АО «ИЦ ТСЖТ» Евгений Дзичковский.
С докладом о совершенствовании технического уровня экипажей пассажирских вагонов локомотивной тяги в части их прочностных и динамических качеств выступил Виктор Кочергин, к.т.н., заведующий отделением «Транспортная механика» АО «ВНИИЖТ».
Григорий Волохов, д.т.н., заведующий отделением Динамики и прочности, подвижного состава и инфраструктуры АО «ВНИКТИ» сделал сообщение о нормативной базе анализа прочности и ресурса железнодорожного подвижного состава.
Далее выступил Алексей Борц – заместитель директора Научного центра «Рельсы, сварка, транспортное материаловедение» АО «ВНИИЖТ» – с докладом об оптимизации нормативных требований к узлу рельсового скрепления как системе в целом и отдельным его элементам.
Компьютерное моделирование в системе прогнозирования и оценки прочности и ресурса стало темой доклада Николая Махутова, члена-корреспондента РАН, председателя Комиссии РАН по техногенной безопасности.
Анна Орлова, заместитель генерального директора по стратегии и продукту
ПАО «НПК ОВК», проинформировала участников заседания о направлениях научно-исследовательских работ для внедрения компьютерного моделирования взамен испытаний.
Об использовании метода моделирования для оценки соответствия объектов требованиям нормативной документации рассказал Сергей Дмитриев, генеральный директор ООО «ТИЦ ЖТ».
Артем Коновальчик, заместитель генерального конструктора по перспективным проектам АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сделал доклад о методических основах оценки соответствия и сертификации цифровых двойников.
Об эффективности применения цифровых двойников в формировании испытательной базы рассказал генеральный директор ООО «ХЕКСА» Александр Голубятников.
С докладом о принципах стандартизации численного моделирования физических процессов выступил технический директор ЗАО «Т-Сервисы», представитель ТК 700 «Математическое моделирование и высокопроизводительные вычислительные технологии» Андрей Вагнер.
Применение семейства стандартов ГОСТ Р 57700.ХХ при проектировании грузового подвижного состава стало темой сообщения Дениса Шевченко, заместителя исполнительного директора по науке ООО «ВНИЦТТ».
Об использовании программного комплекса «Универсальный механизм» для численного моделирования динамики железнодорожного подвижного состава доложил Роман Ковалев, старший научный сотрудник БГТУ.
Об испытаниях программного обеспечения железнодорожного применения по требованиям безопасности информации проинформировал участников заседания Игорь Шубинский, генеральный директор ООО «ИБТранс».
Подводя итоги заседания, президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович попросил всех докладчиков и участников заседания поучаствовать в подготовке итогового документа. В нем выделено четыре блока: перечень предложений по актуализации и разработке нормативно-технических актов; предложения по необходимости проведения научно-технических исследований, испытаний и т.д.; вопросы численного моделирования и замены натурных испытаний на виртуальные; вопросы излишних нормативно-технических актов (для реализации принципов «регуляторной гильотины»). Президент Партнерства поблагодарил участников заседания за активность и предложил встретиться в I квартале 2020 г., для подведения результатов работы совета и определения дальнейших этапов работы.
2. Презентация Дзичковского Е.М.
10. Презентация Голубятникова А.В.
14. Презентация Шубинского И.Б.