ОАО РЖД заключило, что железнодорожная инфраструктура страны пока не готова к циркуляции супертяжеловесных вагонов с нагрузкой 27 т на ось. Пока они могут эксплуатироваться только в недозагруженном состоянии. К концу года монополия может запустить их на более крупном полигоне — Новый Ургал—Ванино, однако лишь после починки мостов: из 199 мостов на БАМе они не могут пройти по 110, а на этом участке — по трем из десяти.
Инфраструктура Восточного полигона не может пропускать инновационные вагоны с нагрузкой 27 т на ось (тс), следует из материалов ОАО РЖД. Пока их ввод в полноценную эксплуатацию откладывается.
На сети эксплуатируются типовые вагоны (с нагрузкой 23,5 т на ось) и инновационные — с повышенной нагрузкой 25 т на ось. Инновационные вагоны дают экономию грузоотправителю, если груз плотный, массивный и перевозится на дальнее расстояние; сегодня они востребованы прежде всего угольщиками. 27 т на ось — следующая стадия увеличения грузоподъемности вагонов. Их строит Объединенная вагонная компания (ОВК), всего, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, их выпущено 75 единиц (в 2016 году). В отличие от вагонов 25 тс, вагоны 27 тс не имеют скидки в 11–27% на порожний пробег. Поручения о распространении таких льгот были даны еще в 2016 году Дмитрием Медведевым, однако не реализованы, а ФАС последовательно выступает против подобных скидок, оценивая их негативный эффект для ОАО РЖД в 8 млрд руб. в год.
Испытывать поезда 27 тс начали на полигоне Ковдор—Мурманск Октябрьской железной дороги (вывоз продукции Ковдорского ГОКа) в сентябре 2014 года. С 2017 года подконтрольная эксплуатация проводилась на участке Качканар—Смычка, где они циркулировали под грузом Evraz. Эксплуатация показала рост нагрузки на грунт. Согласно материалам ОАО РЖД, обследование мостов Восточного полигона показало, что без ограничений полувагоны 27 тс могут проследовать только по 77 из них, с ограничением скорости — по 12, не могут — по 110. «Пока организовать на Восточном полигоне эксплуатацию поездов с вагонами 27 тс не представляется возможным», — говорил в феврале замгендиректора — главный инженер ОАО РЖД Сергей Кобзев в интервью «Технике железных дорог».
В ОАО РЖД “Ъ” пояснили, что продолжают изучать возможность эксплуатации на сети вагонов 27 тс: «В настоящее время рассматривается возможность продолжения эксперимента по эксплуатации вагонов с нагрузкой 27 тс на более протяженном участке Новый Ургал—Ванино. Однако запуск таких вагонов с полной загрузкой здесь будет возможен только к концу 2019 года, после проведения ремонта ряда мостовых сооружений». Из материалов ОАО РЖД следует, что на этом участке для движения не подходят три моста из десяти.
Заведующий кафедрой «Вагоны и вагонное хозяйство» Петербургского государственного университета путей сообщения (ПГУПС) Юрий Бороненко сообщил “Ъ”, что, согласно расчетам университета по методике Минтранса, при использовании вагонов 27 тс расходы на содержание пути растут на 8,2%, расходы на тягу уменьшаются на 27,6%, на обслуживание в пути следования — на 9,5%. Положительный экономический эффект составил 28,9 тыс. руб. на вагон в год, говорит господин Бороненко. При этом не учтены дополнительные доходы, которые ОАО РЖД может получить за счет перевозки большего количества грузов. При этом, отмечает он, анализ результатов эксплуатации на полигоне Качканар—Смычка дал другие данные: «расходы на содержание пути увеличились на 16%, в среднем по сети это увеличение не должно превысить 22%». При этом сопротивление движению снизилось на 16–23% в груженом и на 10–29% в порожнем режиме, то есть расходы на тягу существенно сокращаются и общий эффект остается положительным, отмечает эксперт.
Действующая система тарификации перевозки грузов в полувагонах, говорит источник “Ъ” на рынке, основана на принципе «чем больше везешь, тем меньше удельная стоимость», но этот принцип ограничен грузоподъемностью вагона в 80 т. По его словам, ОАО РЖД в 2017 году разработало предложения для устранения этой дискриминации, Минтранс и Минпромторг их поддержали. Документы были направлены в ФАС, но решение до сих пор не принято.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что производственные мощности ОВК полностью загружены до 2020 года, тарифные схемы на порожний пробег полувагонов 27 тс отсутствуют, а их себестоимость выше, чем у типовых полувагонов. В этой ситуации, полагает он, имеет смысл эксплуатировать новые модели, понизив их грузоподъемность до уровня инновационных вагонов 25 тс.